Компания ГРАФ. Печати и штампы. Визитные карточки.

Статьи

О создании музея печатей.

Музей печатей ГРАФ (Статья из журнала «Канцелярия»)

"Копченые" печати из нашего прошлого

Большинство из нас воспринимает печати как знаки удостоверения документов. И это совершенно естественно, ведь мало кому придет в голову рассматривать их как памятники искусства, поскольку это, казалось бы, должно занимать в большей степени специалистов, интересующихся данной тематикой.

В музее печати, основательницей которого является исполнительный директор новосибирской компании "ГРАФ" Наталья Мишина имеется немало экспонатов, достойных всеобщего внимания.

— НАТАЛЬЯ, КАК ВОЗНИКЛА САМА ИДЕЯ СОЗДАТЬ НЕЧТО ПОДОБНОЕ?

— Прежде всего появилось производство печатей, которое было развернуто нашей компанией. Естественно, захотелось узнать, существует ли наука, занимающаяся изучением печатей. Выяснилось, что предметом изучения сфрагистики являются как матрицы печатей, то есть их рисунки, вырезанные на металле, камне, кости, стекле, каучуке, так и их оттиски на металле, воске, сургуче и, конечно же, бумаге. Печать, сопровождающая документ, во все века свидетельствовала о том, что документ действительно исходит от лица, которому она принадлежит. А изучение печати помогает проверить подлинность документов, уточнить их написание, установить автора.

— НО ВЕДЬ ПЕЧАТИ ЕЩЕ ЯВЛЯЮТСЯ И ЦЕННЕЙШИМИ ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ?

— Основная масса древнейших печатей была обнаружена в отрыве от документов, в земле. И каждая из них является продуктом определенной исторической эпохи.

Кроме того, печати представляют большой интерес и в художественном отношении. Вырезанные талантливыми мастерами они поистине являются памятниками искусства.

— НАВЕРНОЕ, У ЭТИХ "ПАМЯТНИКОВ" БОГАТОЕ ПРОШЛОЕ?

— Каждый род первобытнообщинного строя обожествлял какое-нибудь животное тотемом. Изображение такого животного служило родовым знаком. А с изображением письменности очень часто знаком принадлежности являются инициалы главы семьи.

Вообще, обычай употреблять печати возник на Востоке. В вавилонских, египетских и других источниках они часто упоминаются.

— А ЧТО ГОВОРИТ НАУКА О ПОЯВЛЕНИИ ПЕЧАТЕЙ НА РУСИ?

— Задолго до принятия христианства русские князья употребляли печати, на которых изображались родовые знаки Рюриковичей. Об этом свидетельствует печать князя Изяслава, найденная в Новгороде в 953 году.

До развития письменности печатью удостоверялась не только подлинность документа, но еще и заменялась верительная грамота.

— НАСКОЛЬКО ВЕЛИКО ВНЕШНЕЕ ОТЛИЧИЕ СТАРИННЫХ ПЕЧАТЕЙ ОТ СОВРЕМЕННЫХ?

— По способу прикрепления печати к документу когда-то очень давно они делились на вислые и прикладные. Так, основной формой печатей до XV века включительно были вислые. На документе, в нижней части под текстом делалось отверстие, через которое продевался шелковый шнур, а его концы скреплялись печатью.

— А КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕЧАТЕЙ?

— Прежде всего, металл: золото, серебро, но чаще всего - свинец. Воск оказался непрочным материалом, и чтобы предохранить печать от разрушения стали приготовлять особую восковую мастику, добавляя в воск краски, мел, смолы, жиры... Иногда, в качестве материала для получения оттиска печати употребляли смолу, о чем свидетельствуют упоминания в литературе: "печать на черном дегте".

Известные нам сургучные печати вошли в употребление с конца XV!! века. Кстати, сургуч для печатей продавался в Москве вместе с бумагой в Овощном ряду.

Любопытны копченые печати. Они встречаются на документах XV!!! - XX веков. Материалом для таких оттисков служила обычная сажа. Металлическая или каменная матрица коптилась на огне и затем прикладывалась к бумаге.

И наконец, с появлением каучуковых штемпелей в Х!Х - XX веках в качестве материала для получения оттиска стала применяться особая жидкая мастика.

— ВОЗВРАЩАЯСЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО К МУЗЕЙНОЙ ТЕМЕ НЕ ТЕРПИТСЯ УЗНАТЬ, КАКОЙ ПЕЧАТИ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ СТАТЬ ПЕРВОЙ В ВАШЕЙ КОЛЛЕКЦИИ?

— Будучи на отдыхе в Турции, я увидела в местном музее среди изобилия национальных печатей одну старинную оснастку из камня, которая настолько привлекла мое внимание, что я купила ее и привезла домой в качестве сувенира. Затем появилась американская оснастка, которую подарил наш клиент, позже - шведская, китайская, финская, каждая из которых имеет свою историю.

Сегодня коллекция разделена по странам, но это лишь капля в море... Думаю, что постепенно из небольшой коллекции вполне может вырасти настоящий музей.

— КАКИЕ ЭКСПОНАТЫ ЗАСЛУЖИВАЮТ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ?

— Это, в первую очередь, моя гордость, печать весом 4,5 кг. У меня даже есть идея попробовать такую печать в производстве и делать ее в настольном варианте по заказам руководителей крупных организаций для подчеркивания мощи и силы их предприятий (смеется). Думаю, такую печать приятно было бы получить и в качестве подарка.

Интересен и резиновый штамп организации, похожий скорее на коврик, которые в прежние времена нередко можно было видеть у входных дверей.

Дороги мне и деревянные печати с матрицей из тонкой резины, которыми пользовались наши предшественники в 20-х годах. Довольно необычно выглядит деревянная оснастка полуовальной формы для опечатывания мешков.

Есть в коллекции и дорогостоящая оснастка из ценной породы дерева. Несмотря на ее дороговизну, примерная цена при ее возможном производстве может составить 8 СО-900 рублей, некоторые предприниматели изъявили желание иметь такие у себя на столе. Как видите, вполне реально, что иные экспонаты коллекции в скором времени "оживут" и будут вновь служить людям.

— А ЧТО СЕГОДНЯ ПРЕДПОЧИТАЮТ ВАШИ ЗАКАЗЧИКИ, ДУМАЮТ ЛИ ОНИ ОБ ОРИГИНАЛЬНОСТИ ПЕЧАТИ ИЛИ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ВСЕ-ТАКИ ЭТО НЕ ГЛАВНОЕ?

— Некоторые и не задумываются над этим, а другие, те, которые собираются работать не один день, помнят, что фирма начинается с печати. И им, как правило, уже недостаточно одного названия на них. Такие клиенты не заказывают простые печати, скажем из полимера, их интересуют двухцветные или дорогостоящие американские, с рельефным тиснением, которые практически невозможно подделать. К слову сказать, рельефные печати стали заказывать даже театры, которые в последнее время столкнулись с подделкой своих билетов. Кроме того, сегодня существуют всевозможные дополнительные защиты от подделок: специальные щиты или специальные надписи по кругу, нанесенные очень мелко с помощью лазера.

— ЗАДАМ БАНАЛЬНЫЙ ВОПРОС О ТЯГЕ К КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЮ ? ИМЕЛСЯ ЛИ ОПЫТ В ЭТОМ ДЕЛЕ ПРЕЖДЕ?

— В юности коллекционировала монеты, совсем недолго марки, а позже возник интерес к наручным часам. До сих пор стараюсь привозить их из каждого путешествия.

— А ДЛЯ СВОЕГО МУЗЕЯ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРИОБРЕСТИ ЧТО-НИБУДЬ ОСОБЕННОЕ?

— Это перстни-печати, которые привлекают своей таинственностью. Только представьте, когда-то в металлическую оправу перстня вставлялся камень и на нем вырезалось какое-либо изображение или надпись. Но думаю, что приобрести такие печати будет сложно, и не только по причине дороговизны, но и потому, что использовались они очень и очень давно, и стали уже историей. Я была бы крайне признательна всем тем, кто смог бы предложить музею оригинальные печати или оснастки для них. И уверяю Вас, собранные вместе они заживут второй жизнью. Я твердо убеждена в том, что мы просто обязаны знать свои корни, историю, а потому развитие музея будет продолжаться.